Внесенные поправки уточнили процедуру осуществления внесудебных мер по прекращению распространения нелегального контента. Особого внимания в данном случае заслуживает новелла о необходимости удаления владельцем Интернет-сайта спорного контента в течение 24 часов с момента получения заявления или уточненных сведений (если таковые были запрошены у правообладателя).
Действительно, если раньше установленный п. 3 ст. 1253.1 Гражданского кодекса РФ критерий «своевременности» принятия мер по удалению спорного контента понимался в судебной практике неоднозначно, теперь этот вопрос можно считать решенным: от ответственности за нарушения исключительных прав освобождаются те информационные посредники (социальные сети, электронные библиотеки, поисковые и иные сервисы, предоставляющие пользователям возможность размещения контента), которые удалили спорный контент в 24-часовой срок.
Поправками также предусмотрена возможность так называемой «вечной блокировки» Интернет-сайта: в случае неоднократного размещения нелегального контента на основании соответствующих решений Мосгорсуда (выступающего в качестве суда первой инстанции по подобного рода спорам) Роскомнадзор вправе принять меры по постоянному ограничению доступа к такому Интернет-сайту. При этом процедура отмены такого постоянного ограничения не предусмотрена.
Параллельно, с целью разъяснения поправок к «антипиратскому» закону Роскомнадзор выпустил рекомендации по вопросу основных подходов к их применению.
В частности, правообладателям рекомендуется:
-
использовать с 1 мая 2015 г. предусмотренные законодательством возможности принятия предварительных обеспечительных мер, в первую очередь, в отношении информационных ресурсов, специализирующихся на распространении объектов авторских и смежных прав либо информации, необходимой для получения доступа к ним без разрешения правообладателей (в частности, торрент-сервисы);
-
использовать механизм обращения в суд с заявлениями о принятии предварительных обеспечительных мер уже после реализации возможностей досудебных мер (но использовать их к владельцам Интернет-сайтов, а не операторам связи);
-
исковые требования об ограничении доступа к информационным ресурсам формировать в отношении максимально возможного количества незаконно размещенных на информационном ресурсе объектов интеллектуальных прав правообладателя;
-
выбирать обеспечительные меры с учетом специфики информационных ресурсов, и указывать в заявлениях, направляемых в суд, информацию о размещении объектов авторских и смежных прав в сети Интернет, включая сетевой адрес (IP-адрес), доменное имя (DNS) и (или) указатели страниц сайтов (URL) в сети Интернет, а также сведения о соответствующем объекте авторского права;
-
использовать в качестве подтверждения исключительных прав на объект авторского или смежного права договор, лицензионный носитель с указанием правообладателя, свидетельство о регистрации патента, издание с указанием правообладателя;
-
подтверждать факты нарушений скриншотами Интернет-страниц, а также использовать видеофиксацию посредством программ захвата видео с экрана (vidshot и аналогичные).
Стоит отметить, что в Мосгорсуд пока не поступало заявлений на основании вступивших в силу поправок к «антипиратскому» закону. Мы с нетерпением ожидаем появление первой такой судебной практики.
_______
1Федеральный закон от 24 ноября 2014 г. № 364-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и Гражданский процессуальный кодекс РФ».
| |