Службой ЦБ РФ по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров (далее – «Служба») на основании поступления обращений акционеров (инвесторов) или государственных органов будут проводиться следующие виды проверок:
-
Дистанционные (дистанционные проверки отдельных сведений и комплексные дистанционные проверки) – проводятся путем анализа имеющихся документов и информации, касающихся деятельности поднадзорных лиц;
-
Инспекционные – осуществляется выезд сотрудников Службы по месту нахождения эмитента, если для рассмотрения обращения требуется анализ значительного объема документов либо в случае проверки проведения общих собраний акционеров.
Сотрудники Службы получают довольно широкие полномочия, включая право получать доступ в места осуществления деятельности эмитента, получать и проверять его документы и информацию, получать рабочие места в отдельном служебном помещении. Возможны проверки общих собраний акционеров посредством наблюдения за всеми этапами проведения собрания, осуществления аудио и видеозаписей, получения объяснений лиц, участвующих в собрании и так далее.
Нарушение законодательства эмитентом, выявленное в ходе проверки, является основанием для выдачи предписания об устранении нарушений законодательства, или о принятии мер, направленных на недопущение подобных нарушений в дальнейшей деятельности.
Стоит отметить, что перечень полномочий, которыми планируется наделить Службу, в целом аналогичен тому, который был предусмотрен в ранее действовавшем Приказе ФСФР2. Одним из основных нововведений Проекта является уточнение процедуры обращения конкретного акционера (инвестора) в ЦБ РФ о нарушении его прав или законных интересов.
Таким образом, в случае принятия Проекта, можно ожидать рост количества подобных обращений в связи с повышением доступности защиты прав миноритариев и, как следствие, увеличение числа проверок крупных эмитентов. Вместе с тем, увеличивается и риск возможных злоупотреблений со стороны недобросовестных миноритариев, если обращения в надзорный орган будут использоваться в качестве дополнительного инструмента для корпоративного шантажа, поскольку проведение такого рода проверок может определенным образом затруднить осуществление нормальной деятельности компании.
_______
1Проект Указания Банка России «О порядке проведения проверок деятельности эмитентов и участников корпоративных отношений и порядке применения иных мер в целях защиты прав и законных интересов акционеров и инвесторов»
2Приказ ФСФР России от 21.05.2013 N 13-44/пз-н
| |