Москва
Закон г. Москвы от 1 апреля 2015 г. № 13 "О внесении изменений в Закон города Москвы от 19 декабря 2007 года N 48 "О землепользовании в городе Москве"
Значительная часть этого закона устанавливает многочисленные дополнительные (по сравнению с Земельным кодексом РФ) основания для отказа в предоставлении земельных участков в городе Москве. Отметим, что сама по себе такая возможность федеральным законодательством предусматривается (части 29-32 статьи 34 Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации").
Так, в частности, дополнительным основанием для принятия до 1 января 2020 года решения об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка является судебное разбирательство в отношении земельного участка и (или) расположенных на нем зданий, строений, сооружений, в том числе оспаривание прав на земельный участок, кадастровой стоимости земельного участка, границ, площади, разрешенного использования земельного участка, прав на расположенные на нем здания, строения, сооружения. Таким основанием является также наличие акта уполномоченного органа исполнительной власти города Москвы о подтверждении факта незаконного (нецелевого) использования земельного участка, факта наличия незаконно размещенного объекта недвижимости (ст. 4.1. Закона города Москвы от 19 декабря 2007 года "О землепользовании в городе Москве").
Также не вполне определенно формулируются критерии, которым должны соответствовать объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, масштабные инвестиционные проекты, для размещения (реализации) которых допускается предоставление земельных участков без проведения торгов. Они должны быть направлены на достижение показателей, предусмотренных государственными программами города Москвы, а подтверждение такого соответствия осуществляется в установленном распоряжением Мэра Москвы порядке (ст. 8.1. Закона города Москвы от 19 декабря 2007 года "О землепользовании в городе Москве"). Такой порядок пока не утвержден.
В целом, Закон г. Москвы от 1 апреля 2015 г. № 13 достаточно характерен для сложившейся в столице системы регулирования земельных отношений, поскольку основывается на максимальной зависимости вопросов оформления земельных отношений от индивидуальных решений органов власти Москвы.
Московская область
Закон Московской области от 18.03.2015 N 27/2015-ОЗ "Об установлении критериев, которым должны соответствовать объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, масштабные инвестиционные проекты, для размещения (реализации) которых допускается предоставление земельного участка, находящегося в собственности Московской области, муниципальной собственности, а также земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, в аренду без проведения торгов"
Данный Закон, как следует из его названия, определяет случаи, когда возможно предоставление в аренду публичного земельного участка без проведения торгов, т.е. исключения из общего правила передачи участков в аренду на аукционе (пункты 1, 2 ст. 39.6 ЗК РФ). Это допускается, например, при реализации масштабного инвестиционного проекта.
Критерии масштабности инвестиционных проектов сформулированы достаточно широко и абстрактно (например, они должны оказывать существенное влияние на социально-экономическое развитие Московской области или отдельных муниципальных образований Московской области, реализовываться в ряде направлений, в частности, при строительстве административно-делового (офисного) центра (комплекса), бизнес-инкубатора, гостиницы). Порядок рассмотрения документов, обосновывающих соответствие масштабного инвестиционного проекта установленным указанным Законом критериям, а также порядок заключения соответствующего соглашения с арендатором будет установлен Правительством Московской области.
____________________________________________________________
Эти законы, равно как и аналогичные законы, принимаемые в других субъектах РФ, продолжают тенденцию углубления региональных различий в регулировании земельных отношений в России.
|