Каталог юр. фирм Новости Комментарии Семинары Вакансии Резюме Форум Контакты
Lawfirm.ru - на главную страницу

  Комментарии


Вечерние курсы М-Логос

Курсы повышения квалификации М-Логос

Курсы повышения квалификации Школы права Статут

Семинары школы права Статут


 


Обзор изменений закона о банкротстве

В декабре 2014 года были подписаны и опубликованы два Федеральных закона №432-ФЗ и №482-ФЗ, которыми были внесены серьёзные изменения в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)», Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП) и другие нормативные акты. Внесённые изменения, значительно изменяют и совершенствуют правила проведения процедур в деле о банкротстве. В большей мере изменения направлены на борьбу со злоупотреблениями и недобросовестным поведением должника и в этом смысле законодательство о несостоятельности становится более ориентированным на кредитора.

02.02.2015Lidings, www.lidings.com

1.Законом предусматривается давно ожидаемое и назревшее повышение порогового значения долга перед кредиторами для возбуждения производства по делу о банкротстве со 100 000 рублей до 300 000 рублей. Для возбуждения производства по делу о банкротстве стратегических предприятий или субъекта естественной монополии принимаются во внимание требования, составляющие в совокупности не менее чем 1 000 000 рублей.

2.Для возбуждения производства по делу о банкротстве требования, подтвержденные решением третейского суда, принимаются во внимание только в том случае, если имеется вступившее в законную силу определение арбитражного суда или суда общей юрисдикции о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение этого решения. Указанное положение применялось и ранее на основании Постановления Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 №60.

3.Кредитные организации получили льготы при обращении с заявлением о признании должника несостоятельным. Теперь они вправе обратиться в суд с даты возникновения у должника признаков банкротства, не имея при этом вступившего в силу решения суда о взыскании с должника денежных средств. Для этого кредитор должен за 15 дней об обращения в суд опубликовать уведомление об этом в Едином федеральном реестре сведений о фактах юридических лиц. Примечательно, что первоначальная идея предусмотреть такой порядок в отношении любых кредиторов была отвергнута.

Кроме того, сделки должника по погашению кредита теперь не оспариваются по основанию предпочтительности, если должник не имел к моменту исполнения, вытекающего из кредитного договора, иных денежных обязательств, вступивших в силу, и исполнение обязательства, вытекающего из кредитного договора, не отличалось по срокам и размеру платежей от определенного в кредитном договоре обязательства.

4.Заметно улучшается положение залоговых кредиторов, которые получают право голосовать по выбору арбитражного управляющего или СРО из числа членов которой утверждается арбитражный управляющий, а также голосовать по вопросам обращения в суд с заявлением об отстранении арбитражного управляющего и о переходе к внешнему управлению. В настоящее время кредиторы, требования которых обеспечены залогом, полностью лишены возможности влиять на проведение процедуры банкротства после стадии наблюдения, что значительно затрудняет реализацию их прав и законных интересов в рамках банкротства.

5. Более детальную регламентацию получает процедура проведения комитета кредиторов, в случае ее проведения не арбитражным управляющим.

6. Конкретизированы права арбитражного управляющего по запросу сведений о должнике, составляющих служебную, коммерческую и банковскую тайну. Неясность с правами управляющего в отношении секретных сведений зачастую являлась причиной отказа в выдаче такой информации управляющему. Особенно важным является изменение, позволяющее управляющим запрашивать сведения в отношении лиц, входящих в состав органов управления должника, в отношении контролирующих лиц и о принадлежащем им имуществе (в том числе имущественных правах), а также о контрагентах должника. Таким образом, арбитражный управляющий получил важные полномочия, делающие его ещё более важной фигурой в деле о банкротстве. Характерно, что вслед за расширением полномочий также повышена административная ответственность за неисполнение арбитражным управляющим обязанностей, установленных законом о банкротстве.

7.Обязанность руководителя должника известить участников общества или собственников имущества унитарного предприятия о наличии признаков банкротства должна быть исполнена в течение десяти дней, когда руководителю стало или должно было стать известно об этом. Нарушение этой обязанности руководителя теперь преследуется в административном порядке: штраф от 25 000 до 50 000 рублей либо дисквалификация руководителя.

8.Серьезные изменения произошли в отношении правил обращения самого должника с заявлением о собственном банкротстве. Перед тем как подать в суд, должник обязан будет разместить уведомление об обращении в суд с таким заявлением  в Едином федеральном реестре сведений о фактах юридических лиц. Должник, подавший заявление о признании себя банкротом, утрачивает право выбирать временного управляющего. Вместо этого в заявлении должника указывается саморегулируемая организация, из числа членов которой должен быть утверждён временный управляющий. Но и в этом вопросе должник лишается права выбора, поскольку саморегулируемая организация определяется посредством случайного выбора при опубликовании уведомления о намерении. Порядок такого выбора должен быть утверждён уполномоченным регулирующим органом. Тем самым законодатель прекращает порочную практику недобросовестных должников по выбору кандидатуры лояльного арбитражного управляющего, с целью сохранения контроля над управлением предприятием.

9.Теперь с введением наблюдения также не начисляются неустойки (штрафы, пени) и иные санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей, за исключением текущих платежей. Ранее данное последствие наступало только при финансовом оздоровлении и в конкурсном производстве.

10.В Закон о банкротстве введено положение о мораторных процентах, порядок начисления которых ранее был установлен Постановлением Пленума ВАС РФ от 06.12.2013 №88.

11.Временный управляющий и другие лица, участвующие в деле получают право заявлять о пропуске исковой давности по заявленным требованиям кредиторов в процедуре наблюдения, внешнего управления и конкурсного производства.

12.Конкурсный кредитор или уполномоченный орган, задолженность перед которыми составляет более десяти процентов общего размера кредиторской задолженности, включенной в реестр, получает право обратиться с заявлением об оспаривании сделки должника. В общий размер задолженности не принимаются к сведению требования кредитора, в отношении которого оспаривается сделка, и его аффилированных лиц.

13.Временный управляющий будет обязан по итогам наблюдения подготовить в дополнение к отчёту и заключению о финансовом состоянии должника - заключение о наличии или об отсутствии оснований для оспаривания сделок должника. К сожалению, закон не содержит требований к содержанию такого заключения.

14.Отменяется обязанность внешнего или конкурсного управляющего письменно уведомлять кредиторов о предъявлении требований кредиторов. Отменяется и вытекающая из этого обязанность кредитора, заявившего такие требования, возмещать управляющему расходы на уведомление других кредиторов о предъявлении требований. Вместо этого управляющий  должен опубликовать сведения о поступившем требовании в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве.

15.Устанавливается, что торги в электронной форме могут проводиться только на электронных площадках, чьи операторы являются членами саморегулируемой организации операторов электронных площадок. Детально регулируется статус и порядок деятельности саморегулируемых организации    операторов электронных площадок, которые призваны контролировать соблюдение операторами условий членства (стандартов).

16.Внесены изменения в правила замещения активов во внешнем управлении и конкурсном производстве, направленные на предотвращение злоупотреблений:

  •  предмет залога заменяется на акции созданного акционерного общества, пропорционально стоимости имущества, находившегося в залоге
  • единоличным исполнительным органом созданного акционерного общества является внешний управляющий, либо лицо, назначаемое им на основании решения собрания кредиторов
  • устав создаваемого акционерного общества утверждается собранием кредиторов
  • созданное акционерное общество не вправе распоряжаться внесенным в уставный капитал имуществом до полной реализации его акций в ходе банкротства.

17.Оплата труда любых работников должника может быть уменьшена судом.  Предыдущая редакция закона допускала такое право только в отношении работников должника руководящего уровня. Соглашения и приказы об увеличении размера заработной платы, о выплате премий или об осуществлении иных выплат в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации и сами такие выплаты могут быть оспорены управляющим и конкурсными кредиторами в рамках дела о банкротстве.

18.Залоговый кредитор получил право определять не только порядок и условия продажи залогового имущества, но и определять начальную продажную цену предмета залога, порядок и условия обеспечения сохранности предмета залога. Указанные сведения подлежат публикации арбитражным управляющим в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве. При этом допускается разрешение разногласий в отношении начальной цены, порядка и условий, не только с управляющим, но и с иными лицами, участвующими в деле. Разъяснён порядок оставления залоговым кредитором за собой предмета залога в случае отсутствия заявок в ходе торгов по продаже имущества посредством публичного предложения.

19.Кроме того, вносятся изменения в КоАП, которыми существенно повышаются штрафы за неправомерные действия при банкротстве. По некоторым составам штрафы увеличены в 10 раз и составляют от 50 000 до 100 000 рублей. Расширен состав субъектов административной ответственности за неисполнение обязанностей, установленных законодательством о несостоятельности. В их число включили реестродержателя, организатора торгов и оператора электронной площадки.

20.Все положения Федерального закона от 25.02.1999 №40-ФЗ  «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» были перенесены в §4.1 Главы IX Закона о несостоятельности (банкротстве). Сам Федеральный закон №40-ФЗ утратил силу.

 

Источник:


Прочитавших: 4039 Версия для печати

Топ-5 самых читаемых Новостей за последние 30 дней:

 

Пресс-релизы

Суды и сделки

Анонсы

События





Translex - Юридически грамотный перевод

Аксином. Переводческие услуги для юридического сообщества

Staffwell




Каталог юр. фирм Новости Комментарии Семинары Вакансии Резюме Форум Контакты