Каталог юр. фирм Новости Комментарии Семинары Вакансии Контакты Телеграм-канал
Lawfirm.ru - на главную страницу

  Комментарии


Законодательство в области возобновляемых источников энергии в Казахстане

 


Казахстан является одним из мировых лидеров по разнообразию и количеству минеральных ресурсов. Поскольку одними из самых важных для экономики страны ресурсов являются нефть и газ, уголь и иные ископаемые минералы и регулирование в этих отраслях экономики очень развитое, правительство исторически уделяло меньше внимания к развитию альтернативных источников энергии. Например, в настоящее время большинство электростанций в Казахстане работают на природном газе, угле и нефтепродуктах. Однако последний мировой финансовый кризис и осознание необходимости уменьшать опору на энергоресурсы и воздействие на окружающую среду побудили руководство страны активно сосредоточиться на создании благоприятных условий для использования возобновляемых источников энергии («ВИЭ»).

27.11.2014Юридическая фирма «GRATA», www.gratanet.com

19 марта 2010 года президент Республики Казахстан утвердил Государственную программу по форсированному индустриально-инновационного развития в Республике Казахстан на 2010-2014 годы. Далее, в августе 2014 года утверждена Государственная программа индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2015-2019 годы. Обе программы подтверждают значительный потенциал ВИЭ, таких как вода, ветер и солнечная энергия в Казахстане в краткосрочной и долгосрочной перспективе. В частности, по расчетам экспертов, энергетический потенциал ветра в Казахстане оценивается в цифру 1 трлн киловатт-часов в год и стране принадлежит первое место в мире по потенциальному объему ветряной энергии на душу населения. Более того, несмотря на географическое положение Казахстана, ресурсы солнечной энергии в стране стабильные и годные благодаря благоприятным климатическим условиям. Исследования показывают, что потенциал солнечной энергии в южных регионах страны составляет 2500-3000 солнечных часов в год.

Необходимо отметить, что на сегодня относительно мало проектов по альтернативной энергетике, и они в основном осуществляются в сфере ветряной и водной энергетики. В 2010-2011 годах были сданы в эксплуатацию Меркенская ГЭС и первая ветряная электростанция («ВЭС») в Ерементау, Акмолинская область, в 2012 году – первая электростанция, которая работает на солнечной энергии. В 2014 году запущена Кордайская ВЭС мощностью 21 мегаватт, которая будет снабжать электричеством южные регионы Казахстана.[1]

Тем не менее, число проектов ВИЭ будет расти и к 2020 году в республике в эксплуатацию введут 34 объекта ВИЭ, куда входят ВЭС, гидроэлетростанции («ГЭС») и солнечные электростанции. Общая мощность новых электростанций составит 1362,34 мегаватта. Больше всего энергии будут вырабатывать 13 ВЭС - 1081 мегаватт. В Сарысуском районе построят ВЭС мощностью 100 мегаватт. В 2015 году заработают ВЭС в Карагандинской и Костанайской областях. Также ВЭС будет построена в городе Форт-Шевченко в Мангистауской области. 17 ГЭС будут давать 205,45 мегаватта. Основной гидроэнергетический потенциал сосредоточен в Алматинской области. К 2020 году там планируется постройка 11 ГЭС. Вдобавок, ГЭСы будут построены в Восточно-Казахстанской, Джамбульской и Южно-Казахстанской областях. Также, планируется сооружение 4 солнечных электростанций суммарной мощностью в 76 мегаватт. Проектируемые мощности будут беспрецедентным показателем для республики, но они очень скромны по сравнению с другими странами, где давно уже работают с проектами иного порядка. Например, только за 2012 год США и Китай ввели по 13 гигаватт новых генерирующих мощностей на базе ВЭС. 

Программа по форсированному индустриально-инновационного развития в Республике Казахстан на 2010-2014 годы предусматривает, что к 2015 году доля ВИЭ в общем энергопроизводстве должна превышать 1%. Концепция перехода Республики Казахстан к «зеленой экономике» («Концепция»), устанавливающая цели, задачи, основные принципы и общие подходы к переходу к «зеленой экономике», предусматривает, что развитие инжиниринга альтернативной энергетики в Казахстане должно происходить путем строительства ветряных и солнечных электростанций, чтобы доля таких электростанций в общем объеме производства электроэнергии достигла 3% в 2020 году и 10% в 2030 году.

Для осуществления вышеназванных крупных проектов и достижения поставленных целей государство предпринимает активные шаги для того, чтобы ВИЭ стали более привлекательными для инвесторов.

Концепция ВИЭ

По законодательству Казахстана ВИЭ означает:

  • источники энергии, которые непрерывно возобновляются за счет естественных природных процессов, включая:

- энергию солнечного излучения;

- энергию ветра;

- гидродинамическую энергию воды;

- геотермальную энергию (тепло грунта, подземных вод, рек, водоемов); и

  • антропогенные источники основных первичных энергоресурсов:

- биомасса;

- биогаз; и

- иное топливо из органических отходов, используемые для производства электрической и/или тепловой энергии.

Законодательство в области использования ВИЭ

В целом, вопросы, относящиеся к передаче и потреблению электрической и тепловой энергии, регулируются Законом об электроэнергетике.[2] Принципы отношений в сфере поддержки использования ВИЭ были впервые установлены в Законе о ВИЭ.[3]

Некоторые вопросы в сфере использования ВИЭ регулируются другими законодательными актами, такими как Земельный кодекс,[4] Водный кодекс,[5]КОАП[6] и Закон о естественных монополиях.[7] Вопросы, возникающие в сфере производства и оборота биотоплива, регулируются отдельным законом.[8] В дополнение, есть некоторые подзаконные акты, регулирующие определенные вопросы по использованию ВИЭ.

Для дальнейшего развития ВИЭ и обмена международным опытом Казахстан присоединился к Международному агентству по возобновляемым источникам энергии и ратифицировал его устав в г. Бонн 26 января 2009 года.[9]

С января 2014 года вступили в силу изменения в Закон о ВИЭ и некоторые законодательные акты, меняющие систему закупки электроэнергии из источников, использующих ВИЭ («Поставщики») (см. ниже).

Уполномоченные органы

В августе 2014 года функции уполномоченного органа в области государственной политики в сфере использования ВИЭ были переданы от Министерства индустрии и новых технологий к Министерству энергетики.

Органы местного самоуправления выполняют некоторые функции в сфере использования ВИЭ, включая утверждение строительных проектов в отношении объектов, использующих ВИЭ для производства тепловой энергии и ее поставки в систему централизованного теплоснабжения, а также распределение земель для строительства объектов, использующих ВИЭ.

В сентябре 2013 года на пленарной сессии Евразийского форума развивающихся рынков «Евразия в 21 веке: лидерство через инновации» президент Республики Казахстан одобрил учреждение отдельного агентства по чистой энергетике. Также, президент заявил о необходимости создать фонд для поддержки проектов альтернативной энергетики, способствовать созданию энергосервисных компаний и стимулировать предприятия к энергосбережению (включая награды за осуществление энергосберегающих программ). На сегодняшний день нам неизвестно, насколько данная инициатива претворена в жизнь.

Государственная поддержка развития ВИЭ

Для развития ВИЭ государство предоставляет предприятиям, работающим в этой сфере, широкий спектр преимуществ и привилегий, самые важные из которых описаны ниже.

Не требуется лицензии для производства ВИЭ

Начиная с 2012 года, производство, передача и распределение электрической и тепловой энергии, так же как и эксплуатация электростанций, электросетей и подстанций, а также использование ВИЭ не являются лицензируемыми видами деятельности. Однако покупка электроэнергии для перепродажи требует лицензии.

Гарантированный доступ к точкам подключения к электрическим сетям

Новые и реконструированные объекты, использующие ВИЭ, имеют право на беспрепятственный и не дискриминационный доступ к ближайшей точке подключения к электрическим или тепловым сетям энергопередающих организаций.

Энергопередающие организации обязаны обеспечить Поставщиков беспрепятственным доступом к сетям передачи электрической и тепловой энергии, при этом Поставщики освобождаются от оплаты услуг по передаче энергии энергоснабжающим предпритиям.

Гарантированный выкуп

Электроэнергия

Если ранее региональные электросетевые компании, к чьим сетям были прямо подключены объекты, использующие ВИЭ, были обязаны выкупать весь объем электричества напрямую от квалифицированных предприятий, производящих электроэнергию с использованием ВИЭ, то начиная с 12 января 2014 года, электроэнергию у таких Поставщиков будет выкупать специальным расчетно-финансовым центром («РФЦ»).[10]

В соответствии с Законом о ВИЭ, договор купли-продажи электроэнергии с РФЦ должен заключаться на 15 лет.

Поставщик вправе по своему усмотрению продавать электроэнергию по одному из следующих вариантов:

(1)   РФЦ по фиксированному тарифу, действующему на дату заключения договора купли-продажи между Поставщиком и РФЦ, с учетом индексации в порядке, определяемом Правительством РК;

(2)   потребителям по договорным ценам согласно заключенным двухсторонним договорам.

Поставщики, продающие электроэнергию по договорным ценам, не могут переходить на первый вариант.

РФЦ будет продавать полученную электроэнергию так называемым «условным потребителям» («Условные потребители»), т.е.:

·  энергопроизводящие организации, использующие уголь, газ, нефтепродукты и ядерное топливо;

·  участникам рынка электрической энергии, приобретающих электрическую энергию из-за пределов Республики Казахстан;

·  ГЭС с установками, расположенными в одном гидроузле, суммарной мощностью свыше 35 мегаватт.

Тепловая энергия

Договоры купли-продажи тепловой энергии, произведенной из ВИЭ, заключаются на срок не менее срока окупаемости строительства объекта,[11] использующего ВИЭ.

Вся тепловая энергия, произведенная из ВИЭ и поставляемая в централизованную систему теплоснабжения населенного пункта, закупается теплоснабжающей организацией этого населенного пункта. Стоимость тепловой энергии, произведенной из ВИЭ, включена в тарифы теплоснабжающей организации.

Поставщики, продающие тепловую энергию, освобождаются от оплаты услуг теплопередающих организаций.

Предсказуемые и долгосрочные тарифы

В июле 2013 года были внесены изменения в систему фиксированных тарифов по закупке электроэнергии РФЦ от Поставщиков. Такие фиксированные тарифы утверждаются Правительством РК на 15 лет по каждому из видов ВИЭ, получающих государственную поддержку. Так, в июне 2014 года утверждены следующие тарифы (тенге/киловатт-часов, без НДС): ВЭС – 22,68; солнечные преобразователи – 34,61; малые ГЭС – 16,71; биогазовые установки – 32,23. Поддержка предоставляется по отдельным видам ВИЭ энергопроизводящим организациям путем создания условий для сбыта произведенной энергии. Утвержденные фиксированные тарифы подлежат ежегодной индексации с учетом инфляции в порядке, определяемом Правительством РК. На сегодняшний день еще не утверждена процедура индексации.

РФЦ продает электроэнергию Условным потребителям по тарифу на поддержку ВИЭ в зависимости от местности потребления электроэнергии. Договор купли-продажи должен подписываться на ежегодной основе.

Тарифы на тепловую энергию в целом устанавливаются с учетом предельных уровней тарифа по Закону о естественных монополиях.[12]

Распределение земель для объектов, использующих ВИЭ

Земли для объектов, использующих ВИЭ, именуются землями энергетики и распределяются в соответствии с общей процедурой, установленной в Земельном кодексе.

Земли для строительства объектов, использующих ВИЭ, выбираются и предоставляются инвестору органами местного самоуправления в соответствии с Планом распределения для объектов, использующих ВИЭ, утвержденным Министерством энергетики.

В дополнение, в некоторых случаях земля для строительства объекта, использующего ВИЭ, может быть предоставлена из земель водного фонда в соответствии с Земельным кодексом.

Инвестиционные преференции

В соответствии с Законом об инвестициях,[13] инвестиционные преференции предоставляются по инвестиционному контракту, заключенному с Министерством по инвестициям и развитию («МИР»),  в соответствии со списком приоритетных видов деятельности или списком стратегических инвестиционных проектов, утвержденных Правительством РК.

Приоритетные виды деятельности, квалифицированные для инвестиционных преференций, среди прочего включают производство, передачу и распределение электричества.[14]

Инвестору могут предоставляться следующие преференции:

- освобождение от таможенных пошлин;

- государственные натурные гранты.

По так называемому «инвестиционному приоритетному проекту»[15] предоставляются следующие преференции:

- преференции по налогам;

- инвестиционная субсидия.

Освобождение от таможенных пошлин

Освобождение от таможенных пошлин предоставляется казахстанским юридическим лицам, осуществляющим инвестиционные проекты по инвестиционному контракту с МИР:

- при импорте технологического оборудования и комплектующих к нему предоставляется на срок действия инвестиционного контракта, но не более 5 лет с момента регистрации инвестиционного контракта;

- при импорте запасных частей к технологическому оборудованию, сырья и/или материалов предоставляется сроком до 5 лет в зависимости от объема инвестиций в фиксированные активы и в случае соответствия инвестиционного проекта перечню приоритетных видов деятельности, утверждаемому Правительством РК.

Таможенный орган должен быть уведомлен о решении МИР о предоставлении освобождения от таможенных пошлин в течение 5 рабочих дней.

Государственные натурные гранты

Инвестору могут быть предоставлены правительством следующие натурные гранты: земельные участки, здания, сооружения, машины и оборудование, вычислительная техника, измерительные и регулирующие приборы и устройства, транспортные средства (за исключением легкового автотранспорта), производственный и хозяйственный инвентарь.

Такие гранты предоставляются во временное безвозмездное пользование либо во временное безвозмездное землепользование с последующей безвозмездной передачей в собственность или землепользование.[16]

Максимальный размер государственного натурного гранта, оцененного по его рыночной стоимости, не должен превышать 30% от объема инвестиций в фиксированные активы казахстанского юридического лица. При превышении такого порога грантополучатель имеет право получить запрашиваемое имущество с оплатой разницы между его оценочной стоимостью и максимальным размером государственного натурного гранта.

МИР предоставляет государственные натурные гранты по согласованию с соответствующим уполномоченным органом по государственному имуществу и/или земельному управлению и органами местного самоуправления.

Преференции по налогам

Преференции по налогам предоставляются казахстанским юридическим лицам, реализующим инвестиционные приоритетные проекты. Виды преференций по налогам:

- уменьшение суммы исчисленного корпоративного подоходного налога на 100%;

- применение коэффициент 0 к ставкам земельного налога;

- исчисление налога на имущество по ставке 0 процента к налоговой базе.

Инвестиционным контрактом устанавливается срок действия каждого вида преференций по налогам, но не более предельного срока их применения в соответствии с Налоговым кодексом.

Инвестиционная субсидия

Инвестиционная субсидия предоставляется в виде возмещения до 30% фактических затрат на строительно-монтажные работы и приобретение оборудования без учета НДС и акцизов, но не превышающих стоимость затрат, предусмотренных пред проектной документацией, имеющей заключение государственной экспертизы.

График и годовые выплаты инвестиционной субсидии устанавливаются в рамках инвестиционного контракта путем распределения инвестиционной субсидии равными долями на период в зависимости от объема инвестиций и рентабельности инвестиционного приоритетного проекта, но не менее трех лет после ввода производства в эксплуатацию и до прекращения действия инвестиционного контракта.[17]

Налогообложение

Налоговый кодекс не предусматривает какого-либо специального налогового режима или дополнительных преимуществ по деятельности, относящейся к использованию ВИЭ. Однако, начиная с 1 января 2014 года, исследования и разработки в области ВИЭ включены в список деятельности, соответствующей целям создания специальной экономической зоны «Парка инновационных технологий». Поэтому организациям, осуществляющим соответствующую деятельность на территории таких специальных экономических зон, могут быть предоставлены некоторые налоговые льготы при соблюдении определенных условий.

Вывод

Из-за географических особенностей потенциал ВИЭ в Казахстане огромен. Руководство страны, следуя мировому тренду, стало уделять больше внимания вопросам развития проектов ВИЭ в республике. Заявлена амбициозная цель - достичь 3-хпроцентного содержания ВИЭ в общем энергетическом балансе государства к 2020 году, хотя это довольно скромный показатель (в Испании к 2020 году планируется довести этот показатель до 40% при сегодняшних 25%).

Тем не менее, энергетический потенциал ВИЭ, рынок мощностей и законодательство может, наконец, позволить структурировать инвестиционно-привлекательные проекты (bankableprojects) по использованию ВИЭ в Казахстане. Потенциальный инвестор может консультироваться с Министерством энергетики, РФЦ и КЕГОК по вопросам реализации проектов строительства электростанций с использованием ВИЭ. Такие проекты будут являться инвестиционными приоритетными проектами и, после заключения инвестиционного контракта с МИР, инвестор может получать инвестиционные преференции в виде освобождения от таможенных пошлин, государственных натурных грантов, преференций по налогам и инвестиционных субсидий.

 

Искендер Бытырбеков

Юрист

Юридическая фирма «GRATA»

Департамент «Банки и финансы»
Тел.: +7 (727) 2445-777
Эл. почта: finance_securities@gratanet.com

 

Команда «Банки и финансы» Юридической фирмы «GRATA» является одной из ведущих в области рынков капитала, проектного финансирования, инфраструктурных проектов, финансовых сделок в Центральной Азии и Казахстане в частности. Быстроразвивающаяся группа «Банки и финансы» в настоящее время состоит из более чем 10-ти местных юристов, почти все из них имеют вторую степень в области права, полученную в Великобритании, США и других ведущих западных университетах. Большинство юристов группы базируются в Алматы (Казахстан), остальные в офисах в Москве (Российская Федерация), Баку (Азербайджан), Бишкеке (Кыргызстан), Ташкенте (Узбекистан) и Улан-Баторе (Монголия).

 

*****


[1]Одна из особенностей проекта Кордайской ВЭС в том, что он финансируется за счет финансирования банками второго уровня. При этом половину процентных платежей на себя взял Фонд развития предпринимательства «Даму» в рамках программы «Дорожная карта бизнеса -2020», предусматривающей субсидирование процентных ставок  при реализации проектов в несырьевых секторах экономики Казахстана.

 

[2]Закон РК «Об электроэнергетике» от 9 июля 2004 года № 588-II («Закон об электроэнергетике»).

[3]Закон РК «О поддержке использования возобновляемых источников энергии» от 4 июля 2009 года № 165-IV («Закон о ВИЭ»).

[4]Земельный кодекс РК от 20 июня 2003 года №442-II («Земельный кодекс»).

[5]Водный кодекс РК от 9 июля 2003 года №481-II («Водный кодекс»).

[6]Кодекс РК об административных правонарушениях от 30 января 2001 году №165-II («КОАП»).

[7]Закон РК «О естественных монополиях и регулируемых рынках» от 9 июля 1998 года №272-I («Закон о естественных монополиях»).

[8]Закон РК «О государственном регулировании производства и оборота биотоплива» от 15 ноября 2010 года №351-IV ZRK.

[9]Закон РК «О ратификации устава Международного агентства по возобновляемым источникам энергии» от 22 марта 2013 года №82-V ZRK.

[10]Необходимо отметить, что РФЦ является товариществом с ограниченной ответственностью, создаваемым системным оператором (КЕГОК), с не необнародованным уставным капиталом. Платежеспособность РФЦ, таким образом, не подтверждается каким-либо капиталом. Также, в случае неисполнения РФЦ своих обязательств по договорам о купле-продаже энергии в связи с финансовыми трудностями, текущее законодательство не предусматривает, что Правительство Республики Казахстан за счет государственного бюджета или КЕГОК, как его родительская организации, окажут финансовую помощь РФЦ (т.е. нет гарантии государства по обязательствам системного покупателя энергии, произведенной с использованием ВИЭ).

[11]Срок окупаемости определяется в технико-экономическом обосновании проекта строительства объекта по использованию ВИЭ.

[12]Предельный уровень тарифа – это максимальная величина тарифа (цены, ставки сбора) на регулируемую услугу (товар, работу) субъекта естественной монополии, утверждаемая на долгосрочный период.

[13]Закон РК «Об инвестициях» от 8 января 2003 года №373-II («Закон об инвестициях»).

[14]Постановление Правительства РК «О некоторых вопросах реализации Закона Республики Казахстан «Об инвестициях»» от 8 мая 2003 года №436.

[15]Согласно Закону об инвестициях, инвестиционный приоритетный проект – это инвестиционный проект, реализуемый вновь созданным юридическим лицом по определенным приоритетным видам деятельности, перечень которых утвержден Правительством РК, и предусматривающий осуществление инвестиций в размере не менее двухмиллионократного размера месячного расчетного показателя (т.е. около 20 миллионов долларов США). Как указано выше, деятельность по производству, передаче и распределению электричества является приоритетной.

[16]МИР принимает решение о передаче предоставленного натурного гранта в собственность инвестору по истечении инвестиционного контракта при условии выполнения инвестором своих обязательств.

[17]С 1 января 2015 года вступает в силу правило, что выплата инвестиционной субсидии осуществляется после ввода производства в эксплуатацию в полном объеме, установленном инвестиционным контрактом, по итогам года при условии выполнения инвестором обязательств по загрузке производства. В случае невыполнения инвестором установленного в рабочей программе годового показателя по загрузке производства инвестору выплачивается объем субсидии, пропорциональный проценту выполнения данного показателя.

 

 

Прочитавших: 6318 Версия для печати

Топ-5 самых читаемых Новостей за последние 30 дней:

 

Новости

 

 






Каталог юр. фирм Новости Комментарии Семинары Вакансии Резюме Форум Контакты Политика конфиденциальности