Принципы разработаны в целях определения единых подходов к анализу ценовой политики доминирующих хозяйствующих субъектов на предмет соответствия п. 1 и 6 ч. 1 ст. 10 Закона. Кроме того, Принципы направлены на расширение практики применения «метода сопоставимых рынков» (сравнение цен доминирующего субъекта с уровнем цен хозяйствующих субъектов, действующих на товарных рынках с более развитой конкурентной средой) при таком анализе.
Принципы применимы на рынках сырьевых товаров первого-третьего переделов, рынках полуфабрикатов, рынках металлургической продукции и строительных материалов. Они не применимы на рынках услуг, инновационных товаров, а также на рынках, где наравне со свойствами товара предпочтения потребителя определяет торговая марка.
Во-первых, Принципы определяют методологию расчета верхнего предела цены, ниже которого установленная доминирующим субъектом цена не может быть признана монопольно высокой. Расчет экономически обоснованной цены производится в отношении:
-
экспортоориентированных хозяйствующих субъектов - применяется метод нетбэк с вычетом логистических затрат («нетбэк минус») и метод расчета на основе данных о средневзвешенных ценах (метод «средневзвешенных цен»);
-
импортоориентированных рынков - применяется метод нетбэк с прибавлением логистических затрат («нетбэк плюс»);
-
сбалансированных рынков - применяется метод расчета на основе мировых индикаторов без корректировки на величину логистических затрат (метод «прямой цены»).
В случае, если установленная хозяйствующим субъектом цена превысит цену, рассчитанную с помощью вышеуказанных методов, такая цена будет иметь признаки монопольно высокой.
Во-вторых, Принципы определяют случаи, когда допустимо установление более высокой цены на один и тот же товар для российских потребителей по сравнению с иностранными потребителями или для потребителей, расположенных в близости от производителя, по сравнению с потребителями, расположенными на удаленных от производителя территориях. К примеру, условиями признания допустимым установления более высоких цен на товар для российских потребителей по сравнению с иностранными потребителями являются:
-
высокий уровень издержек при производстве товара, при котором эффект от масштаба может быть достигнут только при максимальных объемах производства;
-
производимый хозяйствующими субъектами объем товара, при достижении эффекта от масштаба, превышает внутренний спрос;
-
объемы экспорта таких производителей не значительны;
-
транспортные расходы по доставке товара за рубеж значительны по сравнению со стоимостью товара, а уровень цены, определенной методом «нетбэк минус» ниже или сопоставим с уровнем себестоимости производства товара;
-
внутренний спрос полностью удовлетворен, и снижение цены на товар не приводит к росту объемов внутреннего потребления;
-
антимонопольным органом не выявлены факты, либо признаки нарушения каким-либо из хозяйствующих субъектов п. 4,5,9 ч. 1 с. 10 Закона.
Рассмотренные выше Принципы будут использоваться сотрудниками центрального аппарата и территориальных органов ФАС в качестве методических рекомендаций. Как отмечает Максим Овчинников, начальник Управления контроля промышленности и оборонного комплекса ФАС, благодаря одобренным Принципам “у организаций появилась методология в части формирования доказательств, представляемых в антимонопольный орган, о соответствии их ценовой политики положениям Закона о защите конкуренции”1. Таким образом, уже сейчас компании, действующие на рынках, к которым применимы Принципы, могут руководствоваться последними при формировании ценовой политики.
| |