Каталог юр. фирм Новости Комментарии Семинары Вакансии Контакты Телеграм-канал
Lawfirm.ru - на главную страницу

  Комментарии


Евразийский экономический союз – новый центр экономического развития

 


Члены Таможенного союза (Российская Федерация, Республика Беларусь и Республика Казахстан), констатируя успешную реализацию задач по формированию Таможенного союза и Единого экономического пространства и стремясь перейти на новый этап евразийской интеграции, 29 мая 2014 года подписали Договор о Евразийском экономическом союзе (далее – Договор и Союз, соответственно).

05.08.2014Lidings, www.lidings.com

На данном этапе Союз выступает, в первую очередь, в роли международной организации региональной экономической интеграции равноправных независимых государств, основа которого – прочные экономические и торговые связи государств-членов. Интеграция затрагивает такие сферы регулирования, как экономика, наука, образование, культура, экология и торговля.

Договор состоит из двух основных частей: институциональной и функциональной, аккумулирующей 68 международных договоров государств-членов Союза.

С момента вступления в силу Договора (1 января 2015 года) на высшем уровне будет гарантировано свободное перемещение товаров и услуг, так как основной целью Союза является дальнейшая евразийская интеграция по отраслевому принципу, а также содействие свободе движению товаров, услуг, капитала и рабочей силы, проведение скоординированной, согласованной или единой экономической политики, энергетической, сельскохозяйственной, валютной политики, согласованному регулированию финансовых рынков, единой налоговой политики.

Для производителей

На территории Союза вводятся единые правила предоставление промышленных субсидий. Компании государств-членов Союза на добровольной основе могут обратиться в Евразийскую экономическую комиссию (ЕЭК) в целях согласования предоставления им специальных субсидий. Закреплено, что к таким компаниям затем другие государства-члены не могу применять какие-либо компенсационные меры. Ранее для получения субсидий производителям необходимо было выполнять технологические операции только на территории своих государств – теперь достаточно их совершения на территории Союза.

Разумеется, в Договоре не обошлось без изъятий, в частности, в отношении промышленной сборки автомобилей – уровень локализации для Республики Беларусь был снижен в процентном соотношении, а сроки увеличены.

Договором введены новые положения по техническому регулированию, единые стандарты в отношении строительства и проектирования.

Определены общие принципы применения санитарных, ветеринарно-санитарных и карантинных фитосанитарных мер государствами-членами.

Отдельный раздел Договора посвящен регулированию обращения лекарственных средств и медицинских изделий. К 2016 году планируется окончательное оформление общего рынка лекарственных средств и медицинских изделий, устранение всех барьеров на пути к единому рынку.

Договором предоставлены единые и равные для всех гарантии защиты прав потребителей на всей территории Союза.

Внешнеторговая политика Союза будет построена на возможности применении режима наибольшего благоприятствования, режима свободной торговли в понимании Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 года (ГАТТ 1994), а также возможности применения ответных мер в отношении третьих стран.

Союз может применять совместные меры по развитию экспорта товаров государств-членов на рынки третьих сторон, в частности, страхование и кредитование экспорта, международный лизинг, продвижение понятия «товар Евразийского экономического союза» и введение единой маркировки товаров Союза, выставочно-ярмарочную и экспозиционную деятельность, рекламные и имиджевые мероприятия за рубежом.

Для защиты экономических интересов производителей товаров в Союзе могут вводиться меры защиты внутреннего рынка в отношении товаров из третьих стран в виде специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер. Государства также обязуются проводить единую антимонопольную политику.

При этом введено понятие ретроактивного применения мер торговой защиты, предусмотренных правилами ВТО, в частности, в отношении института антидемпингового расследования. Договором сокращены сроки введения предварительных пошлин: 6 месяцев для специальных и 7 месяцев для антидемпинговых (компенсационных). Несмотря на то, что на текущий момент членом ВТО является только Российская Федерация, остальные государства Союза также обязаны выполнять обязательства, принятые на себя любым его членом, как стороной по международному договору с третьими странами.

Товары, ввозимые с территории одного государства-члена на территорию другого государства-члена, будут облагаться лишь косвенными налогами.

В отношении энергетики в рамках Союза будет осуществлено поэтапное формирование общего электроэнергетического рынка, формирование к 2025 году единого нефтяного рынка.

Государства-члены осуществляют сотрудничество в сфере охраны и защиты прав на объекты интеллектуальной собственности и обеспечивают на своей территории охрану и защиту прав на них. Предоставляется национальный режим защиты объектов интеллектуальной собственности.

В трудовой сфере работодатели государства-члена теперь вправе привлекать к осуществлению трудовой деятельности трудящихся государств-членов Союза без учета ограничений по защите национального рынка труда. При этом не требуется получение разрешения на осуществление трудовой деятельности, документы об образовании (за исключением педагогической, юридической, медицинской и фармацевтической сфер) признаются на всей территории Союза.

Важно отметить, что в Договоре большое количество ограничений, связанных с переходным периодом экономик государств-членов до 2025 года.

Так, например, за государствами-членами остается во взаимной торговле права применять определенные ограничения (при условии, что такие меры не являются средством неоправданной дискриминации или скрытым ограничением торговли) в случае, если такие ограничения необходимы для охраны жизни и здоровья человека, защиты общественной морали и правопорядка, охраны окружающей среды, охраны животных и растений, культурных ценностей, выполнения международных обязательств, обеспечения обороны страны и безопасности.

По данным основаниям государствами могут быть введены также санитарные, ветеринарно-санитарные и карантинные фитосанитарные меры, оборот отдельных категорий товаров также может быть ограничен.

Органы управления

По Договору предусматривается создание наднациональных органов управления по типу Европейского Союза: Высшего Евразийского экономического совета, Межправительственного совета, Суда Евразийского экономического союза, будет реформирована и уже действующая Евразийская экономическая комиссия. О том, каким будет их новый формат и пределы компетенции, можно будет судить после принятия соответствующих нормативных актов в развитие положений Договора, определяющих их статус.

Решения всех органов управления Союза будут образовывать право Союза, и носить нормативно-правовой характер. Так, решения Высшего Евразийского экономического совета и Межправительственного совета будут подлежать исполнению в порядке, установленном национальным законодательством, а решения ЕЭК – применяться непосредственно на территории государств-членов Союза, как это существует на сегодняшний момент.

Однако предусмотрена процедура отмены и пересмотра решений, принятых ЕЭК: этот вопрос вынесен на более высокий уровень – уровень Высшего Евразийского экономического совета, Межправительственного совета.

Предполагается, что успешно функционирующий уже несколько лет в рамках Таможенного союза и Единого экономического пространства Суд ЕврАзЭС будет реформирован и в перспективе станет наиболее приближенной и оперативной формой разрешения споров для хозяйствующих субъектов. Новеллой станет институт специализированных экспертов для Суда.

Договором даны предпосылки к созданию в перспективе единой валюты Союза, а также создания Евразийского центрального банка.

Право выхода из Договора страна-участница может реализовать при условии урегулирования всех своих финансовых обязательств, принятых на момент ее нахождения в составе Союза.

Как видно, Договор дает гарантию и возможность ведения предпринимательской активности в любом из государств-членов Союза на равных правах, свободу перемещения граждан, товаров и услуг, а также другие значимые блага.

Договор подлежит ратификации в каждом из государств-членов Союза до 1 января 2015 года, после ее проведения Союз станет полноценным субъектом международного права.

При этом, в отличие от Европейского союза, членство в Союзе базируется на принципе полного равенства государств и учета их взаимных интересов на всех уровнях интеграции.

Следует отметить, что Россия уже является членом многочисленных международных объединений на евразийском пространстве (СНГ, ЕврАзЭС, ШОС, ОДКБ), и, как отмечено в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 605 «О мерах по реализации внешнеполитического курса Российской Федерации», данное направление является ключевым для развития внешней политики.

Заключение Договора – только начало процесса глобальной интеграции на евразийском пространстве, после его ратификации государствам предстоит разработать и подписать еще несколько десятков отраслевых нормативных актов второго уровня, подготовить и принять новый таможенный кодекс (работа над ним уже активно ведется).

Также пока нерешенным остается вопрос отмены принципа резидентства, являющийся одним из ключевых барьеров для свободного осуществления коммерческой деятельности на территории Союза хозяйствующими субъектами, а также вопрос сбалансированности подходов к ограничительному регулированию в государствах-членах и приведения их в соответствия с принципами ВТО и ГАТТ.

Отметим, что формат функционирования Союза уже стал привлекательным для третьих стран: Киргизия и Армения уже подтвердили свое намерение присоединиться к Союзу в течение ближайшего времени, варианты тесного сотрудничества (например, создания зоны свободной торговли) рассматривают также Вьетнам, Новая Зеландия, Индия и Израиль.

Действительно, перечень сфер интеграции достаточно широк, особенно это касается сектора услуг – финансовые услуги, страхование, банки, строительство и т.д.

Предположительно, к 2025 году на пространстве Союза уже могут функционировать единые финансовый рынок и платежная система (включая даже единую валюту),  хотя уже сейчас субъекты хозяйственной деятельностью могут «экономить» на пошлинах и упрощении ряда таможенных процедур при проведении торговых операций между государствами-членами.

 


Fatal error: Call to undefined function: meke_hreff() in /var/www/lawf/data/lawfirm.ru/www/comments/preview.php on line 256